Корпорация развития Зеленограда
Казенное предприятие города Москвы
/ Кадры в перспективе

Кадры в перспективе

216
26.11.2015
Под руководством специалистов из компании «ОПТЭКС» школьники работают на космос

Фундаментальная подготовка будущих специалистов для научно-технической отрасли должна начинаться как можно раньше, таково мнение многих компаний, которые сегодня сталкиваются с недостатком квалифицированных кадров в наукоемких отраслях экономики. «Открытый общегородской молодежный Центр», созданный на базе инновационного территориального Кластера «Зеленоград», организовал серию профориентационных курсов для школьников. Принципиальное отличие от многих других проектов по профориентации состоит в том, что в системе курсов выстроена цепочка «школа-ВУЗ-предприятие» на системной основе. Активное привлечение компаний реального сектора экономики в данный проект заключается в том, что специалисты предприятий не просто читают лекции, проводят экскурсии и рассказывают о специфике производства, но и выводят школьников на проектно-практическую работу. На данный момент один из участников проекта компания НПП «ОПТЭКС» уже завершила курс практических занятий. Впереди у школьников аттестация и защита проектов, которые были ими разработаны в ходе курса, но уже сегодня специалистам компании есть что сказать об итогах данного проекта.

«Дайте мне точку опоры, и я переверну землю», – так когда-то сказал Архимед. Дайте сегодняшним школьникам возможность самореализации, шанс участвовать в интересных проектах в сотрудничестве с экспертами, у которых можно многому научиться, точку опоры при выборе профессии, перспективы и мотивацию – и в российскую научно-техническую сферу будут приходить специалисты, которые станут гордостью отрасли. Идеалистично? Быть может. Однако специалисты НПП «ОПТЭКС», Алексей Стальнов и Виктор Филатов, которые провели курсы профориентации для школьников, уверены, что без этого невозможно сформировать будущий кадровый потенциал для науки.

Компания работает в сфере ракетно-космической отрасли. Для курсов профориентации компанией была избрана тематика 3D–моделирования с последующем изготовлением изделий на 3D-принтере. Сегодня это полезный инструмент для решения производственных задач предприятий. Проектирование прототипов высокотехнологичных изделий – обязательный этап в сфере работы многих современных компаний. А для школьников, которые обучались по этому курсу, это не только возможность познакомиться с программой 3D-моделирования на компьютере, но и получить практический результат – придумать модель, создать ее в программе и распечатать образец на 3D-принтере, получив готовое изделие на выходе.

По замыслу организаторов проекта курс разбит на три составляющие: теоретические лекции, практическая работа и аттестация. «Для нас это был первый опыт работы со школьниками, – рассказывает Алексей Стальнов о принципах учебного плана, – но мы не стали жестко делить практическую и теоретическую часть курса. Мы понимали, что чем быстрее ребята сами начнут создавать модели, которые можно загрузить в 3D-принтер, тем работа будет эффективнее. Когда за несколько минут можно создать модель в компьютере, увидеть результат, тогда у ребят пробуждается настоящий интерес, и уже тогда они начинают задавать вопросы. Тут и наступает время давать теоретическую часть. Таким образом у нас теория накладывалась на практику».

По программе профориентации, разработанной «Открытым общегородским молодежным Центром» один курс рассчитан на 40 часов. Но во время данного курса программа по 3-D-моделированию существенно расширилась. Во-первых, обучение проходили две группы, а не одна: школьники 9 и 10 класса (17 и 14 человек соответственно). Во-вторых, параллельно с уже начавшимся курсом, специалисты компании продолжали работу со школами Зеленограда, приглашая прийти и попробовать свои силы в 3D-моделировании, поэтому между основными занятиями проводились и пробные занятия для учеников из других школ. Отдача превзошла все ожидания - 100% учеников, посетивших пробные занятия, выразили желание заниматься по этой программе в будущем.

Как говорят сами специалисты компании, единственное на что можно было пожаловаться во время курса – на недостаток времени. Загруженные основной работой практикующие специалисты проводили занятия по субботам, в собственные выходные. Какова же мотивация профессионалов жертвовать личным временем?

«Прежде всего – это новый бесценный опыт для нас», – говорит Алексей Стальнов, – Общаясь со школьниками, у нас появились новые идеи в плане работы и в плане творческого развития. Ребята порой находили совершенно неожиданные решения при разработке моделей. Мы специалисты с определенным багажом знаний и навыков, которые порой заставляют нас идти к цели по шаблону. У школьников нет больших знаний, но нет и шаблонов, которые влияют на практикующих специалистов. И предложенные ими решения для выполнения каких-то задач, естественно доработав их, можно брать на вооружение в компании».

Стоит отметить, что объекты для 3D-моделирования ребята выбирали сами. Если младшая группа работала с более простыми изделиями – брелоки, кружки, чехлы для мобильных телефонов, то старшие моделировали уже наноспутники, двигатели внутреннего сгорания. Группа разбивалась на команды, каждая из которых работала над собственным проектом. Наставники также были участниками команд, но не в роли руководителей, а в роли исполнителей. Как в настоящем конструкторском бюро они получали задания от самих ребят и исполняли поставленные перед ними задачи. «Мы могли подсказывать, но наша основная цель была научить работать самостоятельно, самостоятельно думать, дать почувствовать, что все выполнимо, и нас даже критиковали, как исполнителей. И если требовалось переделать линию герметизации в космическом аппарате, значит надо было переделать», – рассказывают они.

Сейчас, когда практические занятия курса подходят к концу, его участники уже могут сказать о том, какие перспективы они видят для развития проекта и чего ждут от него в дальнейшем.

«Мы хотели бы, чтобы эти курсы переросли в большой практический проект, который позволял бы школьникам сознательно выбирать профессию. По пилотному курсу нам стало понятно, что тех 10 занятий в группе, которые есть в рамках этой программы –достаточно для ознакомительного курса, а для практической реализации необходимо продолжительность курса увеличить, к тому же, мы хотим показать и другие специальности, которые востребованы в отрасли. Все они не менее интересы, и мы надеемся, что проект будет развиваться», – высказал пожелания к организаторам Виктор Филатов.

«Сегодня, когда мы столкнулись с санкциями, то мы ясно увидели, как легко у нас можно отобрать доступ к определенным изделиям и ресурсам, которые нам необходимы. Для того, чтобы такая ситуация не возникла в будущем, нам надо растить свои кадры инженеров и специалистов, которые смогут выводить на рынок собственные конкурентные разработки, не уступающие западным. На данный момент мы делаем только первые шаги в этом направлении. Сейчас перед нами даже не стоит задача, чтобы после окончания ВУЗа ребята работали именно в нашей компании, хотя они уже просятся к нам на работу. Но мы хотим их замотивировать, пробудить интерес к конструкторской специальности в целом», – пояснил Виктор Филатов.

К слову, несмотря на то, что практические занятия курса по 3-D моделированию в рамках проекта по профориентации подходят к концу, и ребятам осталось только защитить собственные проекты, ведущие курса по собственной инициативе пришли к выводу, что обучение стоит продолжить. Кластер предоставляет площади для занятий и оборудование, есть интерес со стороны школьников, а у самих преподавателей есть желание и возможности провести курс по программированию и 3D-визуализации.

Как подытожил Алексей Стальнов: «У нас достаточно сил, энергии, опыта и знаний, которыми мы хотим поделиться».