Корпорация развития Зеленограда
Казенное предприятие города Москвы
/ Найти кадры за партой

Найти кадры за партой

175
25.11.2015
Российские компании вкладывают значительные средства в научно-исследовательские разработки и модернизацию производства. Однако любые вложения будут бессмысленны, если предприятия не будут обеспечены кадрами. Научно-техническая отрасль в России сегодня сталкивается с дефицитом квалифицированных кадров. Определенная инертность российской системы образования препятствует тому, чтобы на этом рынке появлялись специалисты, владеющие современными технологиями. Для Инновационного территориального кластера «Зеленоград» потребность в квалифицированных специалистах стоит особенно остро. Высокотехнологичные предприятия Кластера нуждаются в грамотных специалистах. Одним из направлений деятельности Кластера «Зеленоград» является профессиональная ориентация школьников и студентов. На базе Кластера был сформирован Открытый общегородской молодежный Центр, который может стать единой точкой притяжения окружных сил по профориентации и стимулированию научно-технического творчества молодежи. О том, какие сегодня проблемы существуют с кадрами и о возможных путях их решения рассказал директор по сервисным услугам Корпорации развития Зеленограда Ярослав Мельников.

- Многие высокотехнологичные компании жалуются на дефицит кадров. В чем причина нехватки специалистов?

- В России сохраняется ситуация, когда ВУЗы не всегда оперативно реагируют на сигналы рынка. Ежегодно из стен высшей школы выпускаются юристы, менеджеры, экономисты – важные и нужные специалисты, но «инженерные», научно-технические специальности при этом остаются в тени. И не всегда молодежь достаточно замотивирована для того, чтобы учиться по этим направлениям. К тому же, высокотехнологичная отрасль очень динамична. Пока образовательные учреждения адаптируются и как-то откликаются на новые разработки, они уже начинают отставать от тех достижений отрасли, от тех решений, которые используются на практике. В результате высокотехнологичным компаниям трудно найти специалистов, которые после выхода из стен высшего учебного учреждения обладают знаниями, которые бы отвечали реальным потребностям отрасли.

- Тупиковая получается ситуация. Есть ли какие-то способы решить эти проблему?

- Очевидный путь решения проблемы – готовить будущие кадры для отрасли еще со школьной скамьи. В «Открытом общегородском молодежном Центре» мы разработали уникальную схему профориентации для зеленоградских школьников, которая будет ориентировать их на работу на предприятиях Зеленоградского кластера и в целом в научно-технической отрасли. Если в схеме профориентации, назовем ее «стандартной», несмотря на отдельные достижения в этой области, существуют разрозненные мероприятия, компании проводят экскурсии на предприятия, читаются лекции, но все это не связано в единую цепочку, то на базе Центра мы создали взаимосвязанную цепочку Школа-ВУЗ-Предприятие. Формируется принципиально новый на сегодня подход к профессиональной ориентации с активным участием бизнеса, т.е. непосредственных будущих работодателей, практикующих специалистов. Фактически мы возрождаем традиции профориентации, заложенные в образовательные программы еще в советские времена, но с учетом современных реалий и требований. Уникальность такого подхода заключается в том, что ребятам не просто рассказывают и показывают, как работает та или иная компания, но они сами становятся непосредственными участниками производственного процесса и получают практические навыки для овладения специальностью. Понимание природы того, как все эти высокотехнологичные устройства работают на практике, расширит кругозор школьников в сфере точных наук.
Мы получили поддержку этого проекта на уровне Правительства Москвы. Сегодня, каждая компания, которая организует профориентационный курс для школьников получает финансирование на организацию курса из бюджета Кластера. Эти деньги идут на развитие проекта, покупку расходных материалов для практических работ и т.д. Одно из наших преимуществ также то, что мы можем обеспечить практическое выполнение заданий на оборудовании предприятий кластера.

- Расскажите подробнее, как эта система работает?

- Еще весной этого года мы провели пробные профориентационные занятия для учащихся ряда зеленоградских школ. Занятия проводили инициативные работники производственных предприятий Зеленограда, которые сделали краткий экскурс по тем направлениям, по которым они работают, рассказали, где и как применяется их продукция, рассказали о том, что ребята уже в ближайшем будущем сами смогут реализовать свои идеи на практике, например, будет возможность самостоятельно разработать модель спутника и напечатать ее на 3D принтере. И получили отклик и неподдельный интерес со стороны школ. Поэтому мы решили развивать направление профориентационных курсов, проводимых специалистами предприятий (в том числе с использованием материально-технической базы предприятий) с выходом на практическую проектную работу. Были сформированы рабочие группы, куда вошли представители предприятий, ВУЗов и представители школ, которые выявили наиболее интересные тематики для школьников. Был объявлен конкурс среди предприятий Зеленограда и на его основе сформирован пул участников. Отмечу, что отбор компаний для пилотного проекта был очень серьезным. Еще в начале курса мы попросили предприятия презентовать схему, в которой описывается не только то, по какой тематике проходит курс и чему учит, но также и то, в какие ВУЗы в дальнейшем можно поступить по тематике курса, на какие предприятия устроиться работать по окончанию ВУЗа. Поскольку наша задача выстроить реально работающую схему школа-ВУЗ-предприятие, мы уделяем этому очень большое внимание.
На данный момент в нашем пилотном проекте по профориентации участвуют сотрудники 4-х компаний «ОПТЭКС», «Ангстрем», «Миландр» и «Микрон». Каждая из компаний ведет курс по отдельному профилю. «ОПТЭКС» обучает ребят 3D-моделированию, «Миландр» программированию микроконтроллеров, «Мирон» проводит курс по микроконтроллерам в составе встраиваемых систем, «Ангстрем» по процессам фотолитографии. Каждый курс длится минимум 40 часов и разбит на три составляющие. Это теоретический курс, проектный курс, который как раз рассчитан на практическую работу и завершающий этап курса – аттестация и приемка результатов сотрудниками предприятий Кластера. На этом этапе ребята будут «защищать» свои проекты. И что самое интересное, ряд проектных задач для школьников предприятия выдают исходя из своих текущих потребностей. Например, некоторые компании нуждаются в большом количестве тестовых макетов. И наработки школьников смогут найти применение в практических нуждах предприятий. Это совершенно реальная и очень мотивирующая цель. Для ребят очень важно видеть практические результаты работы, иметь возможность «пощупать» их, в конце концов похвастаться перед своими друзьями. Конечно, это не будут какие-то сложные высокотехнологичные устройства, но, например, это может быть одна из несложных деталей студенческого спутника, который действительно отправляется в космос.

- Уже можно подвести первые итоги проекта? Как вы их оцениваете?

- Наши курсы стартовали в октябре, на каждый из них набор был не менее 15 школьников и сейчас мы уже подходим к этапу аттестации, которая пройдет в декабре. Могу сказать, что мы довольны тем, как идет эта программа. Мы видим заинтересованность как со стороны школьников, так и со стороны ВУЗов и предприятий. У нас есть дальнейшие планы по расширению программы. Например, сейчас в Зеленограде ситуация с рабочими кадрами такова, что постепенно расширяющаяся «Особая экономическая зона» в Зеленограде сформирует в ближайшее время около 11 тыс. новых рабочих мест, при этом Национальный исследовательский институт МИЭТ – основной поставщик специалистов для наших предприятий, за 2015-2020 выпустит только 6 тыс. специалистов, что может привести к дефициту кадров. Как решить эту проблему? Мы считаем, что учитывая интерес к программе со стороны предприятий и школьников, было бы целесообразно для предприятий, которые проводят практические курсы, взять на себя обязательства по обеспечению целевого набора выпускников их курсов в ВУЗы. Не обязательно всех учеников курса, но самых лучших. Это будет выгодно для всех участников проекта. Школьник может быть уверен в поступлении в ВУЗ по профилю, который его интересует, ВУЗ получает мотивированного к учебе студента, который к тому же обладает уже практическими навыками работы по специальности, а компания получит специалиста, который гарантировано будет работать на предприятии после окончания института. И к тому же таким образом, мы с самого начала профориентационных курсов постоянно держим связку –школа-высшее учебное заведение-бизнес. Это эффективная схема.

- Но компаниям придется вкладывать свои собственные средства в образование? Насколько они могут быть мотивированы в этом?

- Эти затраты без сомнения дадут компаниям положительный экономический эффект. Можно примерно рассчитать схему. Допустим компания берет на себя обязательства по обеспечению целевого набора 5 человек из курса. Расходы на обучение, например, составляют 50 тыс. рублей за семестр на человека, или 100 тыс. в год, т.е. 2,5 млн рублей за 5 лет на 5 студентов. При этом, средняя выработка одного специалиста приносит компании 3 млн рублей выручки в год. Предположим, по окончанию ВУЗа, студент обязуется три года работать на предприятии, таким образом каждый из 5 человек приносит компании 9 млн, а совокупно 45 млн выручки. Конечно, это приблизительные расчеты, но положительный экономический эффект очевиден.
Но дело не только и не столько в этом. Подобные образовательные проекты интересны бизнесу в том числе и как продвижение бренда свой компании. И самое главное в этом проекте все-таки то, что сегодняшние школьники и студенты – это кадровый потенциал наших компаний, они готовы вкладывать средства в подобные проекты. В перспективе будут развиваться и новые сферы нашей деятельности, которые позволят вывести профориентацию в Зеленограде на новый уровень.